Эксплуатация тракторов и самоходных машин при низких температурах окружающего воздуха значительно усложняется, поэтому необходимо принимать меры предосторожности против размораживания системы охлаждения. Кроме того, затрудняется запуск двигателей, ухудшаются условия смазки трущихся деталей, изменяются физико-механические свойства масел, топлива, резины и других материалов, ухудшаются сцепные качества тракторов и самоходных машин. Вследствие этого, при эксплуатации техники зимой необходимы дополнительные мероприятия, обеспечивающие сохранность, долговечность и высокую производительность тракторных агрегатов.
Чтобы зимой машины работали производительно и экономично, их нужно качественно подготовить. Подготовка техники к эксплуатации зимой сводится к проведению очередного и сезонного технического обслуживания, оборудованию их средствами, обеспечивающими подогрев и запуск двигателя, а также повышающими проходимость тракторов и самоходных машин. При проведении технического обслуживания подготавливают системы охлаждения, смазки, питания, электрооборудования, агрегаты силовой и ходовой частей к зимней эксплуатации, а также утепляют трактор.
Систему охлаждения очищают от накипи и отложений 10% раствором кальцинированной соды. Затем проверяют исправность термостата, дистанционного термометра и работу жалюзи или шторок радиаторов охлаждающей системы. Для предотвращения размораживания системы охлаждения в качестве охлаждающей жидкости рекомендуется применять антифризы (смесь этиленгликоля с водой) различных марок. Количество заливаемого антифриза должно быть на 5-7% меньше емкости системы охлаждения, учитывая увеличение его объёма при нагревании. Следует знать, что антифриз ядовит и обращаться с ним необходимо осторожно. В процессе эксплуатации двигателей, заправленных антифризом, в систему доливают чистую воду. Удельный вес жидкости не должен быть ниже 1,055, т.е. плотность. Температуру охлаждающей жидкости при работе трактора поддерживают в пределах 75-90 градусов Цельсия. Если зимой в качестве охлаждающей жидкости используется вода, то перед пуском холодный двигатель заправляют водой, нагретой до температуры 60-70 градусов Цельсия. При этом сначала прогревают двигатель, пропуская через систему 20-30 литров горячей воды при открытых сливных краниках, а затем закрыв краники, заправляют систему полностью. При длительных остановках двигателя воду сливают из системы охлаждения, так как при её замерзании могут выйти из строя блок цилиндров, головки блока или радиатор. Воду сливают после того, как она охладится до 50-60 град. Цельсия, открыв сливные краники и крышку заливной горловины. После слива воды прокручивают коленчатый вал основного двигателя стартером или пусковым двигателем с выключенной подачей топлива (чтобы удалить воду из насоса циркуляции охлаждающей жидкости), закрывают крышкой заливную горловину, оставляют краники открытыми. Условия эксплуатации техники зимой, если в качестве охлаждающей жидкости используется вода и техника находится не теплых стоянках, требуют ежедневного слива воды и заправки её в систему охлаждения.
Использование в качестве охлаждающей жидкости дизельного топлива, что широко практиковалось в хозяйствах, не рекомендуется для высокооборотных форсированных двигателей, так как температура кипения дизельного топлива составляет 300 град. Цельсия. Это ведёт к повышению температуры цилиндров, поршней, а следовательно, и увеличенному их износу!
При подготовке системы смазки её промывают специальной жидкостью (80% дизельного топлива + 20% дизельного масла). Ранее использовали для этого установку ОМ- 2871А ГОСНИТИ. Промывают также масляные фильтры, сапун и другие детали системы смазки. Если при работе в зимнее время при полной нагрузке двигателя температура не превышает 70-75 град. Цельсия, то необходимо отключить масляный радиатор, при его наличии.
Важнейшей операцией, является замена летних сортов масел (с повышенной вязкостью) на зимние сорта (с меньшей вязкостью) в двигателях, в трансмиссиях и ходовой части машин, рекомендуемые заводами-изготовителями тракторов и самоходных машин.
Также промывают топливный бак, фильтры грубой очистки и заменяют фильтры тонкой очистки. Все остальные детали и элементы системы питания должны быть промыты в дизельном топливе. После промывки детали тщательно проверяют, регулируют, а негодные заменяют. Данные процедуры желательно производить с форсунками двигателя, а также с топливными трубопроводами. Заправляют топливный бак зимним сортом дизельного топлива. Систему питания необходимо заправлять зимними сортами топлива ДЗ или З, а при температуре ниже минус 30 град. Цельсия – арктическим топливом марки ДА или А. В случае отсутствия зимних сортов топлива допускается применение летних сортов топлива в смеси тракторным керосином. При температуре минус 20-30 град. Цельсия добавляют 10% керосина, а при минус 30-35 град. Цельсия – 25% керосина. Дизтопливо и керосин смешивают перед заправкой в чистой ёмкости.
Отдельные операции технического обслуживания тракторов и машин в зимнее время, имеют специфические особенности. Например заправку топливом обязательно производить сразу после работы. Это предохраняет от образования на стенках бака инея, который в последствии превращается в воду. Наличие воды в дизтопливе недопустимо, так как это вызывает образование ледяных пробок, ухудшающих подачу топлива, а в некоторых случаях замерзание всей топливоподачи от бака. Поэтому важно периодически сливать отстой из баков и фильтров.
Не мало проблем может возникнуть при зимней эксплуатации, если не провести техническое обслуживание электрооборудования тракторов и машин. Низкая температура отрицательно влияет на работоспособность аккумуляторных батарей, поэтому их необходимо тщательно утеплять, а плотность электролита довести до 1,27- 1,29 при температуре до минус 30 град. Цельсия. Батареи, разряженные более чем на 25%, заряжают или заменяют. У разряженной батареи плотность электролита уменьшается пропорционально, теряет работоспособность и подвергается опасности размораживания. Для улучшения зарядки аккумулятора зарядное напряжение генератора повышают на 0,8- 1,2 В. Для этого винт-переключатель сезонной регулировки на генераторе переводят в положение «З»(зима) или вращают в сторону «+». Проверяют исправность электропроводки, приборов освещения и сигнализации.
Перед работой в зимних условиях проверяют и регулируют муфту сцепления, механизмы поворота, рулевой механизм, и обязательно тормозные системы. Кроме того подшипники ходовой части, натяжения гусениц, давление в шинах согласно рекомендаций заводов-изготовителей.
При езде по глубокому снегу ослабляют натяжение гусениц так, чтобы прогиб гусеницы составлял 60-90 мм. У тракторов и машин на пневматических колесах, во избежание их заноса, контролируют одинаковое давление в шинах. Кроме того, для улучшения поперечной устойчивости увеличивают колею трактора (расстояние между центрами колёс).
Помимо утепления приборов системы питания и аккумуляторов утепляют и двигатель в целом. Утеплительные чехлы закрепляют на капоте двигателя, а для регулирования подачи воздуха к радиатору на передней части чехлов предусмотрен откидной клапан. Блоки отопления или системы обогрева кабины тракторов и машин подключают в режим обогрева, предварительно проверив работу электровентиляторов. Бачки стеклоомывателей заправляют не замерзающей жидкостью и проверяют их работоспособность.
Пуск двигателей зимой без предварительного разогрева картерного масла и охлаждающей жидкости приводит к усиленному износу деталей двигателя. Способы подготовки двигателей к запуску могут быть различными. В южных районах достаточно использовать имеющиеся на тракторах предпусковые факельные подогреватели и свечи накаливания. В северных районах необходимо узлы и системы двигателя подогревать. Эффективно для разогревания двигателей и трансмиссий использовать источники пара, а также горячий воздух различных теплогенераторов и тепловых пушек. Категорически запрещается разогрев источниками открытого огня, что неминуемо приводит к плачевным результатам. Ранее применялись различные групповые установки разогрева тракторов, которые выпускались предприятием ГОСНИТИ. Например установка электроподогреватель ОЗ-3974-ГОСНИТИ, которая обслуживает одновременно 6 тракторов, или подогреватель ОЗ-3973- ГОСНИТИ и другие. Возможно где-то ещё сохранились и используются. Лучшими условиями при зимней эксплуатации тракторов и самоходных машин всё же обладает теплая стоянка.
В заключении хотелось бы отметить следующее. Только после всесторонней подготовки тракторов и самоходных машин можно допускать их к работе в холодное время года.
Главный государственный
инженер-инспектор Гостехнадзора
по Лебяжскому району А.Копылов