Росреестр представил для публичного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Предложенные законодательные инициативы направлены на совершенствование института государственной регистрации прав на построенные объекты капитального строительства и повышение эффективности использования земли в Российской Федерации. Документы разработаны в целях реализации государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных».
Данные инициативы направлены на осуществление государственной регистрации права собственности на построенные жилые дома. Законопроект сохраняет ранее предусмотренную в Градостроительном кодексе Российской Федерации обязанность застройщика в течение десяти лет завершить строительство жилого дома, но при этом и зарегистрировать права на него. В настоящее время подавляющее число граждан регистрируют свои права на построенные жилые дома, поскольку именно государственная регистрация защищает их право собственности. Вместе с тем, в результате анализа выявлено, что на территории каждого субъекта Российской Федерации в среднем имеется от 1 до 5 тысяч фактически существующих жилых домов, которые используются гражданами без регистрации прав.
Кроме того, предлагается закрепить обязанность собственников земельных участков использовать объекты капитального строительства в соответствии с установленным для земельных участков, на которых расположены такие объекты, видом разрешенного использования. Данный вопрос в настоящее время не урегулирован.
И.о. руководителя Управления Росреестра по Кировской области Елена Ембасинова поддерживает данную инициативу и подчеркнула значимость данного нововведения: «Отсутствие установленных сроков по государственной регистрации права собственности на построенные жилые дома негативно влияет на права граждан. В отсутствие зарегистрированного права на дом невозможно его передать по наследству, подключить газ, отстаивать свои права в суде (например, в споре с соседом по земельному участку). Кроме того, в ряде случаев граждане с незарегистрированными правами на дом не могут претендовать на некоторые государственные выплаты, к примеру, в связи с уничтожением дома в результате пожара или наводнения».
В целях прекращения различной практики применения норм законодательства Российской Федерации законопроектом предлагается дать соответствующее определение понятия «освоение земельного участка» и описать мероприятия, которые к нему относятся. Также предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению признаков неиспользования земельных участков. В настоящее время такие признаки утверждены только в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
«Предлагаемые изменения способствуют защите имущественных интересов граждан и страхуют землепользователей от необоснованных решений в части оценки осуществления освоения земельного участка. Сейчас фактически собственник земельного участка не защищен от предъявления к нему претензий со стороны контрольно-надзорных органов по вопросу использования земельного участка не по назначению или неиспользования в принципе. Законопроект дает гражданину время на освоение земельного участка и устанавливает соответствующие сроки, только после истечения которых контрольно-надзорные органы могут заниматься вопросами привлечения к ответственности землепользователя. Предлагаемые нормы по регистрации построенных объектов капитального строительства дают возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления обладать достоверной градостроительной информацией о строительстве, вести учет построенных жилых домов», – отметил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Важность данного проекта с точки зрения совершенствования действующего законодательства подчеркнула и начальник отдела развития земельных отношений Министерства имущественных отношений Кировской области Надежда Быкова: «Срок, в течение которого правообладатель земельного участка должен начать строительство на земельном участке, предназначенном для строительства, а также признаки, на основании которых можно однозначно сделать вывод о неиспользовании такого земельного участка, законодательством Российской Федерации к настоящему времени не установлены. В отношении использования иных земельных участков описанный выше срок также не определен. Установление таких сроков и определение признаков неиспользования земельных участков будет способствовать защите прав и имущественных интересов граждан, в том числе при проведении контрольно-надзорных мероприятий».